Работы студентов фотошколы

Задание: «Режимное время»
Image-square_50
Image-normal
NIKON D600
  • ISO 100
  • 25 s
  • Диафрагма: F11
Полный EXIF Полный файл
Image-square_360Наталья Шелестюкова

Еще не закат, но уже смеркается, зажглись фонари на набережной. Цвета немного освежила в редакторе.

12.07.2016, 21:59
Image-square_360Юрий Притиск,
преподаватель

Наталья!

Здравствуйте!

Оценка работы

Спасибо за работу!

Вид в жанре пейзажа.

Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления — растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.

Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение.

В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. При этом пейзажи могут быть как камерными, так и панорамными.

Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Для примера, несколько моих фотографий в пейзажном жанре:

http://img-fotki.yandex.ru/get/15574/16480689.19/0_b6fe6_273b6140_orig.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/16480689.19/0_b6fe5_9857c078_orig.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4607/16480689.19/0_b6fe4_bf9d7e71_orig.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/5102/16480689.19/0_b6fe3_b17fecf1_orig.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6000/16480689.19/0_b6fe2_fdbc7d77_orig.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/3501/16480689.19/0_b6fe1_30162101_orig.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/3912/16480689.19/0_b6fe0_11af4155_orig.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/3408/16480689.19/0_b6fdf_3efcb8a4_orig.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9805/16480689.19/0_b6fde_3d78adab_orig.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/36/16480689.19/0_b6fdd_9ec42257_orig.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/16118/16480689.19/0_b6fdc_e28c55f7_orig.jpg

Вы нашли потрясающие планы, отлично выбрали освещение и реализовали длинную выдержку.

Кадр получился с эффектными формами воды, добавил динамики шлейф облаков. Хороши огни на набережной, яхты и краны вдали создают ощущение масштаба.

А вид свободный и лёгкий.

НО.

Замечания и рекомендации

Лёгкое и небо. Слишком легкое.

Вечер не ощущается, а фонари горят. Хорошо бы показать чуть темнее.

Примерно так.
https://gyazo.com/9a5e1fe2d91c7567ba6f039b7c70c9d4

Я придал больше контраста.

Выровнял горизонт.

Можно чуть сильнее добавить резкости, но это не спасёт.
https://gyazo.com/4f644061aa102f700dc382787dadb696
https://gyazo.com/d7686455723c6813873abedc606c9c8d

Похоже, что есть небольшой смаз. Видимо, опора была не очень хорошей.

Рекомендую обзавестись приличным штативом.

Модели, которые я советую уже трудно найти в продаже, но попробую донести общий практический смысл.

Итак, я посоветую модели которые лично испытал. Пузырьковый уровень на штативе не нужен :) Бесполезная фича. Не везде горизонт может быть ровным. часто бывает обман зрения из-за складок местности. Вполне нормально выставится можно по меткам в видоискателе. Просто не надо спешить.

Модели.

Slik Pro 400DX, Slik Pro 500DX, Slik Pro 580 DX, Manfrotto 190 серии, BENRO 198 - это всё такая средняя ценовая категория и оптимальное качество. Дальше идут только дорогие и брендовые.

У сликов и манфротто штанга перекидывается.

Каждый из этих штативов подойдет для Вашей камеры.

Голова какая понравится. Но слики идут сразу с 3D-головкой, она мне больше нравится чем шаровая. Манфротто бывает по разному - там растянутая такая серия, в индексах запутаешься, Бенро идет вроде с шаровой головкой.

Старайтесь брать с тремя секциями ног. Хороший штатив должен быть устойчивым, и не должен быть легким.

Я сейчас снимаю со штативом SLIK PRO 813CF II Carbon Fiber Tripod + штативная головка Slik SH 705E, она простая и удобная.

Карбоновый штатив - стоит около 300-400$, но он того стоит.

вот краткий обзор от одного человека
http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=20:6375:2590#2590

Не берите модели с 5 секциями ног, чем больше секций, тем хуже устойчивость, передаются колебания ветра, волн, или просто даже микросотрясения зеркала фотокамеры. Смотрите минимальную и максимальную высотку съемки. Максимальная должна быть не ниже уровня Ваших глаз.

Брать лучше всего алюминий-магний-титан. Сплав. А не алюминий.

Или еще лучше карбон.

Штативную голову из металла. Подошва штативной площадки желательна пробковая, а не пластик.

На что обратить внимание при покупке штати­ва:
• Опоры штатива должны иметь надежные зам­ки, чтобы их выдвижные секции прочно фиксировались.
• Высота штатива должна быть такова, чтобы вы могли снимать с уровня глаз без выдвижения центральной штанги - она всегда является слабым местом штатива.
• Центральные распорки увели­чивают устойчивость штатива, но не позволяют независимо регулировать угол наклона опор - это бывает необходимо при ус­тановке штатива на неровной поверхности. Если Вы снимаете на пленере, то выбор штатива с центральными распорками не оправдывает целей.
• Головка штатива не должна иметь люфтов, которые приво­дят к вибрации камеры. Большие, тяжелые штативы гораздо лучше легких и компактных, будучи намного более устойчивыми.

Чтобы наиболее эффективно использовать штатив, нужно уметь правильно с ним работать. Несколько полезных советов:

• Всегда следите за тем, чтобы штатив стоял вертикально - наклонный штатив неустойчив.
• Устанавливайте штатив на твёрдой земле - мягкие поверхности легко усиливают любые вибрации. Если нужно поставить штатив в густой траве, протыкайте ее до тех пор, пока опоры не дойдут до слоя почвы.
• Всегда выдвигайте первыми самые толстые секции опор, поскольку они являются наиболее прочными. Следите за тем, чтобы все замки были плотно завинчены, иначе штатив может упасть.
• У многих телеобъективов есть специальный кронштейн для установки на штатив. Если это так, всегда закрепляйте на головке именно объектив, а не камеру - помимо исключения лишних вибраций, это поможет уберечь от поломки байонет камеры, который испытывает большие нагрузки под весом объектива. Если на Ваших телеобъективах нет такого кронштейна, то Вы можете приобрести специальный держатель, помогающий лучше распределить вес тяжелого оборудования на штативе.
• Никогда не выдвигайте центральную штангу штатива, если на то нет необходимости. Чтобы поднять камеру выше, раздвигайте секции опор.
• Не устанавливайте штатив выше, чем требуется, и не раздвигайте опоры в стороны, чтобы уменьшить его высоту, поскольку все это приводит к уменьшению устойчивости.
• B ветреную погоду вы можете сделать штатив более устойчивым, повесив на центральную штангу свою фотосумку. В качестве альтернативы можете брать с собой сетчатую авоську, которую можно наполнять камнями и вешать на штатив с той же целью.
• При съемке со штатива всегда спускайте затвор камеры с помощью спускового тросика. Это позволит вам не касаться камеры и не вызывать лишних вибраций.
• Регулярно проверяйте состояние своего штатива. Шарниры в основании «ног» могут разболтаться, поэтому их иногда требуется сильнее затягивать; подвижные части головки должны быть хорошо смазаны, чтобы они двигались мягко и без рывков.
• Возьмите в привычку использовать штатив постоянно, сделав его вместо обузы неотъемлемым атрибутом процесса фотосъемки, - качество ваших снимков существенно повысится.
• При фотосъемке в зимний период, нужно помнить, что пластик на морозе может лопнуть и все манипуляции с пластиковыми деталями нужно производить со всем вниманием, не прилагая чрезмерных усилий, если вдруг какая-то деталь примёрзла или слабо двигается. Поэтому рекомендую приобрести головку штатива из металла.

------------------------------------------------------
Отзыв студента о некачественном штативе
------------------------------------------------------

Штатив я купила как только начала учиться - китайский(((, даже не знаю кто производитель.

1. Опоры штатива должны иметь надежные замки, чтобы их выдвижные секции прочно фиксировались. -Да, один замочек уже ослаб и наверно придется закреплять дополнительно, иначе, не дай Бог, камера упадет, если штатив захромает.

2. ... без выдвижения центральной штанги - она всегда является слабым местом штатива. У меня уже на одном креплении резьба сорвалась и центральная штанга не выдвигается, вернее она выдвигается, но потом сама же назад и возвращается.

3. Центральные распорки не позволяют независимо регулировать угол наклона опор . Да, уже пыталась несколько раз снимать как будто с более высокой точки съемки, ничего не получилось.
Понимаю, что хорошая вещь должна иметь определенную стоимость, но на тот момент не могла вложить большую сумму в покупку штатива, ну вот и получилось что "скупой платит дважды".

Выводы

Принимаю. Кадр прекрасный! И с небольшими доработками будет смотреться просто неотразимо!

Комментарии
  • Image-square_36012.07.2016

    Большое спасибо за море материалов и советов в ответ на моё море ))) Вы правы, отличная идея чуть затемнить сверху небо и насыщеннее, это можно и градиентом в Lightroom, наверное? Вы знаете, в реале небо на фото еще светлее, как и море, было не так поздно, но фонари почему-то включили, вот и получился разрыв шаблона, вроде бы еще светло, но уже признаки ночи )).

    Горизонт выравнивала по сетке... но я вижу, где изменилось, да. Штатив Sony VCT-R6404.5, три секции, под мой рост, за свои деньги вполне неплохой, для первого штатива. Дорогие пока опасаюсь покупать, надо разобраться сначала, послушать знающих людей )).

    Если не секрет, на какой объектив сняты ваши пейзажи, какой у них зум? И какие вы фильтры применяли? Очень красиво. Как раз изучаю информацию по объективам для пейзажей, архитектуры, по фильтрам.

    Очень хорошие советы по штативу, надо прямо заучить ))) действительно, при выдвижении центральной секции камера дрожит на ветру, уже убедилась, вот как раз в данном снимке есть небольшой смаз из-за этого. Это правда, без штатива теперь никуда.

  • Image-square_36012.07.2016

    Наталья!

    Отвечу на Ваши вопросы:

    >>>>это можно и градиентом в Lightroom, наверное?

    Да. Можно. Но градиентный фильтр работает мягче и без потери качества, которая может быть в LR.

    .
    >>>>Вы знаете, в реале небо на фото еще светлее, как и море, было не так поздно, но фонари почему-то включили, вот и получился разрыв шаблона, вроде бы еще светло, но уже признаки ночи )).

    Всё-всё-всё понимаю. Снимал в таких условиях не раз :)

    .
    >>>>Горизонт выравнивала по сетке...

    Ну так линия воды слева наклонена очевидно.
    https://gyazo.com/74a51a6407195121c9f98a6bd19b1c71

    Наклон горизонта нужно определять интуитивно, и если он не явно выражен, то можно ориентироваться по вертикальным объектам. А также важно помнить - воду изображать с наклоном не стоит. Зритель привык, что вода - ровная поверхность, под наклоном течет, а вот складки местности можно изображать неровно, в угоду водной поверхности, например макушки деревьев, вершины гор и т.д.. Я не про этот пример, а в общем.

    >>>>Ведь иногда выравниваешь горизонт, а все равно кажется, что снимок "завален".

    Не обязательно добиваться документальности, надо ставить горизонт так, чтобы исчезло ощущение завала. С линейкой мерить никто не станет, а общий баланс работы избавит от такого желания.

    Ситуаций не счесть. Бывает даже так, что автор просто видел это место и знает как оно выглядит правильно, не желает править горизонт. В его мозгу всё верно. И картину он видит так как видел своими глазами. Но зрителю не объяснить. Он видит это место лишь через снимок, впервые и не в силах заглянуть за рамки кадра. Потому важно себя ставить на место зрителя, пробовать откинуть ощущения от съемки.

    Но это трудно. Потому есть у фотографов такое понятие как - "фото должно отлежаться". Полежит неделю, месяц, два. И схлынут ощущения, кое-что сотрётся в памяти.. Анализ работы от автора будет более чистым.

    Многие современные фотокамеры имеют в наличии опцию "электронного горизонта". Имеют в оснастке видоискателя специальные метки или такой режим, в котором появляется сетка на мониторе фотокамеры, что позволяет как по координатам расположить линию горизонта довольно ровно.

    А в некоторых случаях, как дополнительное оборудование, можно использовать небольшой физический "уровень", наподобие строительного.

    http://img-fotki.yandex.ru/get/29/16480689.1b/0_bb4b9_70877ce0_orig.jpg

    .
    >>>>>Если не секрет, на какой объектив сняты ваши пейзажи, какой у них зум?

    Я использовал самые разные объективы в своей практике. От зумов давно отказался, но не зарёкся их использовать. Большинство моих работ сняты фиксами.

    Чтобы снимать качественно, надо мириться с тем, что даже старые, неавтофокусные ФИКСЫ дают наилучшую детализацию, цвет, рисунок поля нерезкости и светосилу, по сравнению с зум-объективами.

    Тем не менее, качество современных зум-объективов вполне достаточное для произведения большинства сюжетов.

    Фокусные расстояния за Вас никто не выберет, с практикой Вы определите, что хотите фотографировать в плане сюжета, в каких условиях и на каких фокусных расстояниях работаете. Например, я предпочитаю фотографировать на коротком фокусе от 20мм и на фокусных не длиннее 50-85мм. Мне не нужны для моих задач телеобъективы типа 70-200mm F/2.8. Пусть хоть какими объективами снимают профессионалы, но у меня свои предпочтения. Для своих творческих задач я предпочитаю светосильные фикс-объективы, и это тоже гарантирует результат. Потому порекомендую вложиться в хорошую оптику сразу.

    .
    >>>>И какие вы фильтры применяли?
    Всякие.

    И лучевые, и нейтрально-серые, и цветные. градиентные, поляризационные, арт-фильтры, ультрафиолетовые, инфракрасные и самодельные. Чего-только не применял :)

    Чаще всего нейтрально-серые и градиентные для пейзажа.

    >>>>>при выдвижении центральной секции камера дрожит на ветру, уже убедилась, вот как раз в данном снимке есть небольшой смаз из-за этого.

    Вот что пишет фотограф Сергей Дубильер о штативах:

    Штативы вполне можно признать самой консервативной частью экипировки фотографа, ведь в фотографии они применяются с самых первых её шагов более века тому назад.

    Впрочем, это и не удивительно. Штативы – это, наверное, единственная фотографическая принадлежность, которая и в ходе "цифровой революции" претерпела наименьшее изменение. Сейчас, как и сто лет назад, штатив - это конструкция из трёх телескопических "ног" и головки для крепления фотоаппарата. Впрочем, в то давнее время без штатива фотографии вообще не могло быть. Светочувствительность первых фотоматериалов была настолько низкой, что даже под палящим солнцем выдержка доходила до нескольких минут. Да и камеры были, не в пример нынешним, довольно тяжёлыми и громоздкими. Поэтому съёмку такими камерами с рук, без штатива, проводить было практически невозможно.

    Другое дело – современные фотоаппараты, приспособленные в первую очередь для съёмки с рук. Форма их достаточно удобна для держания в руках, а вес даже у профессиональных репортёрских 35мм аппаратов со штатным объективом и бустером составляет немногим более 2 килограммов. Любительские же модели плёночных зеркальных фотоаппаратов, основные корпусные детали которых сделаны из пластика, весят и того меньше - несколько сот граммов вместе со штатным объективом. А уж про любительские цифровые аппараты и говорить не приходится – среди них предостаточно компактных моделей весом в 100-200 граммов максимум, и размером не более пачки сигарет. Тем не менее практически на каждой фотокамере есть стандартное резьбовое гнездо для установки на штатив. И это отнюдь не дань традиции. Штативы как в профессиональной, так и в любительской фотографии применяются до сих пор, и применяются достаточно успешно. Естественно, сами фотографические штативы за прошедшие годы изменились достаточно сильно, приспосабливаясь к видоизменившимся фотоаппаратам. Поэтому мы не будем при описании штативов пытаться найти какой-либо гипотетический вариант, идеально подходящий для всех применений, а рассмотрим наиболее распостранённые типы современных штативов исходя из их предназначения.

    ЛУЧШИЙ ДРУГ АВТОСПУСКА

    Как быть если, будучи в путешествии или на вечеринке, хочется сфотографироваться всей дружной компанией? Проще всего попросить кого-нибудь из прохожих взять на себя роль фотографа. Однако лучше и надёжнее - захватить с собой маленький компактный штатив. В принципе, для этой цели годится практически любой штатив. Главное - чтобы штатив стоял устойчиво, не падая под весом укреплённого на нём фотоаппарата. Однако практически на выбор штатива влияют ещё его компактность, вес и быстрота приведения в рабочее положение. Большой штатив с собой на вечеринку или в отпуск возьмёт далеко не каждый. Поэтому для владельцев компактных P&S-камер (часто называемых просто "мыльницами") будут интересны в первую очередь самые лёгкие и компактные штативы, позволяющие быстро установить камеру на ровной горизонтальной поверхности.

    "Паучьи ножки" – так в шутку называют самые маленькие штативы. Такой микро-штатив предназначен для установки компактных камер на горизонтальной ровной поверхности, расположенной на достаточной высоте (например – на столе или на полке в комнате, на парапете в парке, на капоте автомобиля). Гибкие ножки этого штатива с шариками на конце одновременно берут на себя и роль штативной головки, позволяя ориентировать направление "взгляда" фотоаппарата в соответствии с творческим замыслом фотографа. Сверхкомпактные размеры (высота – всего 12см), малый вес (50 грамм) и незначительная цена штатива типа "паучьи ножки" делают его весьма полезным и совершенно необременительным дополнением к компактной фотокамере, оснащённой автоспуском, тем более что стоимость такого штативчика – совершенно символическая. Естественно, "грузоподъёмность" такой конструкции очень ограничена - при попытке использовать его со слишком тяжёлой камерой гибкие ножки просто разъезжаются в стороны.

    Более функциональны невысокие, но достаточно крепкие мини-штативы, построенные по традиционной схеме (три телескопические трубчатые "ноги", выдвигающаяся центральная штанга и штативная головка). Уменьшить вес и добиться хорошей компактности в штативах типа Slik Mini и Slik Mini Pro удалось за счёт уменьшения количества секций и укорочения "ног" и центральной колонны. Основное применение этих штативов – установка и фиксация фотоаппарата на небольшой высоте от поверхности, а благодаря достаточной их жесткости эти штативы пригодны и для съёмок с низкого ракурса не только компактными камерами, но и лёгкими зеркалками.

    Совместить хорошую грузоподъёмность, компактность и удобство использования удалось микро-штативам типа Manfrotto #709. Они имеют жесткую конструкцию, а для ориентирования камеры предусмотрена полноценная шаровая головка. Максимальная нагрузка такого штатива составляет порядка 2 килограммов, поэтому он без проблем выдержит даже полупрофессиональную зеркальную фотоаппаратуру.

    Многосекционные (8-10 секций) штативы обладают гораздо большей высотой (порядка 100-135см), что позволяет устанавливать компактный фотоаппарат на достаточной высоте в любом месте, а не только на столе или подобных поверхностях. Однако жесткость таких штативов весьма невелика, поэтому рассчитывать на то, что кроме "автопортретных" целей их можно будет использовать ещё для чего-то, не стоит.

    ФОТОВИДЕОШТАТИВЫ

    Гораздо более универсальны в использовании любительские штативы, которые размерами побольше и конструкцией покрепче. Их часто называют "фотовидеоштативами", так как они одинаково пригодны как для любительской фотографии, так и для любительской видеосъёмки. Такой штатив способен выступать не только в качестве "подставки" для лёгкого компактного фотоаппарата при работе автоспуска. Фотовидеоштативы вполне можно применять и тогда, когда требуется надёжная фиксация положения аппарата в течение продолжительного времени – например при съёмках вечером и ночью, когда выдержки достигают нескольких секунд или даже минут. Используя такой штатив, гораздо удобнее производить и другие виды съёмки – например репродукцию или макросъёмку.

    Покупка фото-видео штатива для нужд любительской фотосъёмки – весьма распостранённый вариант для любителей самого разного уровня. Положительным моментом, делающим покупку штатива такого класса хорошей идеей, служат его относительно невысокие цена и вес. Штативы этого класса уже неплохо справляются со своим назначением, заодно помогая начинающему фотографу понять, какие функции и параметры штатива будут для него оптимальными в дальнейшем. Широкое применение в конструкции штативов такого класса деталей и узлов из композитных и полимерных материалов благотворно отражается на их весе и стоимости, однако не всегда лучшим образом сказывается на их надёжности, жесткости и механической прочности – далеко не все из них рассчитаны на длительный срок эксплуатации. Фотовидеоштативы выпускаются самыми разными фирмами – в продаже можно найти как штативы всемирно известных производителей, так и штативы неизвестных китайских фирм с хиленькими пластмассовыми креплениями. Достаточно хороши фотовидеоштативы, выпускаемые компаниями Cullmann GmbH (штативы Cullmann серий 3000, 2000 и 1000), Slik Corporation (штативы Slik серии "U"), Velbon, Hama, Soligor, Vivitar и Unomat.

    Правила выбора штатива этой категории весьма просты. Из нескольких более-менее подходящих вам по весу и размерам штативов лучше остановить свой выбор на самом мощном и крепком. Зажимы, фиксирующие выдвижение секций "ног", должны защёлкиваться легко, без излишних усилий, но при этом достаточно хорошо выполнять свою функцию – штатив не должен делать попыток "складываться" под нагрузкой, даже значительно превышающей вес фотоаппарата. Центральная штанга штатива в зафиксированном состоянии не должна шататься. Ни один из узлов или креплений не должен вызывать явной неуверенности в прочности или долговечности.

    Немалое значение для применения фотовидеоштатива в фотосъёмке имеет конструкция и качество исполнения головки, служащей для крепления и ориентирования фотоаппарата. Площадка, к которой крепится фотоаппарат, должна без приложения излишних усилий к ручкам и зажимам надёжно фиксироваться в любом положении. Фиксация съёмной платы (если она есть) должна быть надёжной, без люфтов. Весьма желательно, чтобы штативная головка допускала наклон платы с закреплённым на ней фотоаппаратом на 90 градусов вбок для съёмки вертикальных кадров. Сам аппарат при этом должен надёжно фиксироваться в выбранном положении, не делая попыток "сползти" в какую-либо сторону под своим весом.

    "ЦИФРОВЫЕ" ШТАТИВЫ

    Достаточно близки по высоте и "нагрузочным" характеристикам к фотовидеоштативам и штативы так называемых "цифровых" серий, появившихся в каталогах ведущих производителей (например Slik и Manfrotto) совсем недавно. Эти штативы, как и следует из их названия, предназначены в первую очередь для использования с компактными цифровыми фотокамерами. Поэтому их конструкция, в отличие от фотовидеоштативов, оптимизирована именно для работы с фотоаппаратами. Как правило, "цифровые" штативы напоминают по устройству профессиональные штативы, только уменьшенные по размеру. Штативы "цифровых" серий комплектуются традиционными для использования в фотографии шаровыми или 3-D штативными головками, однако (в отличие от более тяжёлых и крепких профессиональных) эти головки сделаны более компактными, рассчитаны на меньшую "грузоподъёмность" и чаще всего выполняются несъёмными. К примеру, штативы Slik Sprint и Manfrotto #724B имеют несъёмные шаровые головки, а Manfrotto #718B и Slik Sprint Pro 3WAY - полнофункциональные 3-D головки с быстросъёмной платой, также несъёмные. Оригинальное решение применено в штативах Manfrotto #714B и #714SHB. Эти штативы стали ещё компактнее в сложенном состоянии за счёт того, что они оснащены сверхминиатюрной шаровой головкой постоянного трения. Эта головка не требует блокировки и разблокировки шара при изменении положения аппарата, а значит - отпадает необходимость в дополнительных органах управления. Также, в отличие от фотовидеоштативов, в конструкции "цифровых" штативов более широко используются детали из лёгких металлических сплавов. Металлическими у "цифровой" серии обычно выполняются не только сами "ноги", но и другие детали, от которых зависит прочность штатива - например кронштейн, объединяющий в единую конструкцию 3 "ноги" и центральную колонну штатива, штативная головка, съёмная плата. За счёт такого подхода штативы "цифровой" серии более компактны, чем фотовидеоштативы, но при этом - одновременно более крепкие и выносливые.

    Штативы "цифровых" серий оптимально использовать при съёмке незеркальной цифровой или компактной плёночной камерой, когда размеры и вес штатива достаточно критичны. В сложенном состоянии длина самых больших "цифровых" штативов не превышает 50 сантиметров. При этом рабочая высота штатива получается вполне приемлемой для большинства случаев - 130-140 сантиметров с опущенной центральной колонной и 160-165 сантиметров с полностью выдвинутой центральной колонной. Часть "цифровых" штативов выпускаются в двух вариантах - "нормальном" и "укороченном". Например у штативов Manfrotto #714B и Slik Sprint есть "братья" - Manfrotto #714SHB и Slik Sprint Mini, отличающиеся уменьшенной на 20% длиной в сложенном состоянии. Естественно, и максимальный рост у укороченных версий заметно меньше.

    На "цифровых" штативах можно устанавливатьне только компакты, но и более тяжёлую фототехнику - например лёгкие плёночные и цифровые зеркальные любительские фотоаппараты. Однако в этом случае жесткости штатива будет недостаточно для демпфирования возникающих при работе аппарата колебаний, поэтому желательно, например, воздержаться от съёмки длиннофокусной оптикой. Зато для ночных съёмок с применением нормальной и широкоугольной оптики такие штативы вполне подходят. Впрочем, примерно такие же критерии стоит применять и при использовании описанных выше фотовидеоштативов.

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШТАТИВЫ

    Перейдём от любительских штативов к профессиональным. В общих чертах отличие профессиональных штативов от любительских можно охарактеризовать тем, что профессиональные более удобны в работе, а любительские – в переноске. Поэтому отличить профессиональные штативы от лёгких и компактных любительских не составляет труда. Назначение профессиональных штативов также гораздо шире, чем у любительских. В первую очередь задача профессионального штатива - прочно удерживать фотоаппарат в выбранном положении. А поскольку профессиональные фотоаппараты по весу значительно превосходят компактные любительские, то и "грузоподъёмность" профессионального штатива должна быть значительно больше. Кроме этого, вибрация зеркальных фотоаппаратов при работе значительно сильнее, чем компактных, а требования к резкости профессиональных фотографий при этом выше. Поэтому профессиональный штатив должен быть достаточно крепким и жестким, чтобы эффективно подавлять вибрацию аппарата, тем самым страхуя от получения нерезких, смазанных снимков в любых условиях.

    Профессиональные модели значительно больше любительских по размерам и весу, а в их конструкции применяются самые прочные и высококачественные материалы – алюминиевые, магниевые и титановые сплавы, углепластик. Поэтому, как и все инструменты профессионального назначения, штативы этого класса хороши высоким качеством исполнения, надёжностью, достаточным запасом прочности и грузоподъёмности, а также применением в их конструкции тщательно продуманных технологических решений. С другой стороны, вес и размеры профессионального штатива довольно велики, поэтому его не захватишь "на всякий случай", как лёгкий любительский. Конечно, не все профессиональные штативы одинаковы. Они значительно отличаются по цене, весу, размерам и грузоподъёмности. Так что для правильного выбора необходимой модели профессионального штатива рассмотрим наиболее важные параметры штативов.

    ВЫСОТА ШТАТИВА

    Среди характеристик штативов одна из основных – это его высота в рабочем состоянии. В каталогах и проспектах приводятся, как правило, два параметра высоты – максимальная высота в рабочем состоянии и минимальная высота в рабочем состоянии. Что касается минимальной высоты, то тут всё более-менее понятно: чем ниже можно опустить аппарат, укреплённый на штативе, тем проще и удобнее заниматься, например, съёмкой живой природы или макросъёмкой. Кроме того, даже для пейзажных и интерьерных съёмок съёмка с низкой точки даёт очень интересные и необычные ракурсы. Поэтому значительная часть современных профессиональных штативов может "присесть" очень низко (до 8 сантиметров у штативов Manfrotto серий #055 и #190) благодаря особой конструкции шарниров, соединяющего "ноги" штатива с его корпусом. Естественно, чем меньше минимальная высота штатива, тем универсальнее будет эта модель.

    Теперь перейдём к параметру максимальной высоты штатива. При съёмке с низкого штатива (значительно более низкого, чем уровень глаз человека, то есть 160-170 см), открывается совершенно иная, искаженная и непривычная нашему зрению перспектива. Когда же высота штатива позволяет вести съемку с уровня глаз, ракурс получается более привычным, а соответственно – и картинка выглядит естественнее. Иногда, конечно, съёмку с низкой точки можно использовать в качестве специального эффекта, но злоупотреблять таким эффектом не стоит. Кроме того, съёмка с высокого штатива, когда аппарат расположен на уровне глаз, гораздо удобнее и менее утомительна, чем съёмка со штатива низкого, когда перед аппаратом приходится сгибаться "в три погибели". Поэтому, если вы используете камеру, предназначенную для визирования с уровня глаз, штатив лучше выбирать даже не "впритык", а с небольшим запасом по "росту". Другое дело, если ваша основная камера допускает визирование с уровня пояса или уровня груди (такой способностью обладают, например, среднеформатные камеры с шахтой, или цифровые камеры с поворотным экраном). Тогда и более низкого штатива будет достаточно для комфортной работы с ним.

    Однако максимальный рост штатива в буклетах приводится для случая, когда центральная колонна его полностью выдвинута. А максимально выдвинутая вверх центральная колонна штатива – это его самое слабое (в смысле жесткости) место. И тогда, когда жесткость штатива используется для гашения вибраций, возникающих при работе фотоаппарата, выдвижением центральной колонны более, чем на половину длины, увлекаться не стоит (а лучше её и вовсе не высовывать). Особенно заметно падение резкости от слишком выдвинутой центральной колонны при съёмке на выдержках порядка долей секунд и вертикальном положении аппарата. Поэтому в технических данных часто указывается ещё одно значение "роста" штатива – высота с не выдвинутой центральной колонной. И этот показатель говорит о "ростовых качествах" штатива даже больше, чем максимальная высота. Выбирая себе подходящий штатив для работы с зеркальной камерой (неважно - плёночной или цифровой), стоит обращать внимание именно на высоту штатива при опущенной центральной колонне. Данные штативов с учётом этого замечания оказываются совсем не оптимистичными. Большая часть относительно небольших профессиональных штативов имевшим, казалось бы, вполне нормальный рост, при более внимательном рассмотрении положения вещей оказываются весьма "низкорослыми". К примеру, штатив Slik Pro 330DX имеет максимальную высоту при выдвинутой вверх центральной колонне 160 см., а если центральная колонна опущена вниз, то высота получается всего 124 см. Поэтому, если вы собираетесь снимать зеркальной камерой сюжеты, перспектива которых критична к высоте, с которой ведётся съёмка (например - интерьеры), то лучше выбрать более "рослый" штатив. Да и с точки зрения удобства более "рослый" штатив удобнее - при работе с ним не нужно будет сгибаться "в три погибели".

    ПРОЧНОСТЬ И ВЕС ШТАТИВА

    Эти величины в общем случае связаны как между собой, так и с ростом штатива. Лёгкий и высокий штатив скорее всего не будет обладать ни хорошей жесткостью, ни достаточной грузоподъёмностью. Высокий штатив будет одновременно лёгким и крепким только в случае использования в его конструкции высокопрочных материалов (например – углепластика), но в этом случае может всплыть фактор цены – углепластиковые штативы гораздо дороже, чем сделанные из традиционных материалов. В остальных случаях – увы – штатив может быть либо лёгким и крепким, но маленьким; либо крепким и большим, но тяжёлым. "Крепость" штатива – это величина, которую тяжело выразить в каких-то цифрах. Поэтому при выборе штатива стоит прощупать побольше штативов собственноручно, прислушиваясь к собственным ощущениям. И тогда уже решать, вызывает ли данный штатив у вас уверенность в его непоколебимости под дрожью аппарата, или лучше будет поискать более прочный штатив.

    "НОГИ"

    В плане прочности и высоты штатива коснёмся конструкции его "ног". Каждая из "ног" современного штатива имеет, как правило, телескопическую конструкцию – состоит из нескольких труб разного диаметра, при транспортировке помещающихся одна внутри другой. В большинстве современных моделей штативов вместо привычных круглых труб для увеличения жесткости применяются замкнутые профили сложного сечения. Трубы, составляющие основу конструкции каждой "ноги" штатива, изготавливаются как из традиционных материалов - специально составленных сплавов лёгких металлов (алюминия, магния и титана), так и из многослойного углепластика – сверхпрочного композитного материала. Углепластиковые ("карбоновые") штативы значительно дороже, но зато при одинаковых с металлическим штативом показателях жесткости и грузоподъёмности, углепластиковый штатив легче по весу.

    Количество секций, из которых состоит каждая из "ног" штатива, составляет в профессиональных моделях от 2 (большие студийные штативы Cullman серии "Titan" и Manfrotto #028, #058) до 4 - 5 (часть моделей Gitzo и Slik). У основной массы штативов профессионального или полупрофессионального класса "ноги" имеют трёхсекционную конструкцию. Это – своего рода "золотая середина" между лучшей компактностью (характерной для конструкций с большим количеством секций) и лучшей жесткостью (присущей двухколенным конструкциям).

    Секции "ног" штативов скреплены между собой зажимами-фиксаторами, позволяющими регулировать длину каждой "ноги" штатива индивидуально от минимальной до максимальной. В ослабленном состоянии фиксаторы позволяют практически без усилия изменять положение одной секции ноги относительно другой, а в положении фиксации – жестко скрепляют их. Разные фирмы используют фиксаторы различной конструкции. В конструкции большинства современных штативов применяются обжимные муфты, оснащённые эксцентриковыми клипсами (Manfrotto #055CLB). Также встречаются цанговые фиксаторы (различные модели Gitzo, Slik Professional), оригинальные эксцентриковые зажимы (в штативах Cullmann профессиональной серии "Titan"). Различные по удобству пользования и оперативности, все эти системы обычно мало отличаются по надёжности и долговечности, поэтому выбор той или иной системы больше зависит от ваших личных предпочтений.

    "Ноги" штативов оканчиваются либо резиновыми (или пластмассовыми) наконечниками, либо "шипами", комбинированными с резиновыми набалдашниками. Вариант с шипами и резиновыми набалдашниками более удобен, поскольку даёт возможность достичь наиболее надёжной фиксации ног штатива практически на любых поверхностях. Некоторые фирмы выпускают наборы "шипов", которые можно укрепить на концах "ног" штатива вместо поставляемых стандартно резиновых/пластиковых наконечников. К примеру, для штативов Manfrotto серий #055 предлагаются наборы 055SPK и 055SPK2. Аналогичные наборы "шипов", устанавливаемых вместо пластмассовых наконечников, компания выпускает и для штативов других популярных серий.

    ШТАТИВНАЯ ГОЛОВКА

    Штативная головка – устройство, при помощи которого осуществляется крепление аппарата к штативу. Кроме функции надёжного и удобного крепления аппарата к штативу, головка реализует и необходимые для кадрирования возможности разного рода наклонов и поворотов фотоаппарата относительно штатива. Наиболее распостранены головки двух типов – 3D-головки и шаровые головки. Один из важных параметров штативной головки – это её максимальная нагрузка. Эта характеристика головки определяет её способность жестко и надёжно фиксировать укреплённый на ней фотоаппарат. При выборе подходящих для своих целей штатива и головки, желательно соблюдать баланс характеристик максимальной нагрузки головки и штатива. Слишком лёгкая головка с небольшой грузоподъёмностью не даст возможности реализовать возможности, которые даёт применение тяжёлого и прочного штатива, а крепкая, тяжёлая и дорогая штативная головка, установленная на лёгком компактном штативе, не будет иметь преимуществ перед более дешёвой, лёгкой и компактной. Большинство производителей штативов дают рекомендации по совместному применению штативов и головок собственного производства, к которым имеет смысл прислушаться. В ряде случаев профессиональные и полупрофессиональные штативы даже продаются в комплекте с наиболее подходящей по характеристикам головкой.

    3D-ГОЛОВКИ

    3D-головки, как понятно из их названия, обеспечивают наклоны и развороты фотоаппарата относительно ног штатива в трёх независимых плоскостях. Для этого в конструкции 3D-головки предусмотрены три взаимно перпендикулярных независимых оси вращения, каждая из которых оснащена своим собственным фиксатором, позволяющим корректировать положение фотоаппарата в каждой плоскости отдельно. В большинстве головок фиксаторы одновременно выполняют и роль рычагов, благодаря которым все наклоны и повороты аппарата, установленного на штативе, производить не только удобнее, чем удерживая аппарат за корпус, но и гораздо точнее. Типичная 3D-головка (например Manfrotto #804RC2) обеспечивает 360-градусное (полный круг) вращение аппарата вокруг вертикальной оси, наклон его вперёд на угол не менее 90 градусов, назад – на угол 15-30 градусов, а также наклоны вбок – не менее 90 градусов в одну сторону (для возможности съёмки вертикальных кадров) и 15-30 градусов в обратную сторону. Такие возможности 3D-головки позволяют осуществлять практически все необходимые варианты наклона фотоаппарата при съёмке.

    Разновидность 3D-головок - это головки с зубчатым приводом (geared head), которые есть, к примеру, в программе компании Manfrotto (Junior Geared Head 410, Pro Geared Head 405 и Geared Head 400). Для изменения положения аппарата в каждой из плоскостей такие головки оборудованы тремя червячными редукторами. Это даёт возможность совершать точную наводку камеры не только точнее и быстрее, но и удобнее. Кроме того, головки с зубчатым приводом получаются в рабочем состоянии более компактными в сравнении с 3-D головками за счёт отсутствия длинных ручек-фиксаторов.

    ШАРОВЫЕ ГОЛОВКИ

    Шаровые головки получили своё название благодаря большому металлическому шару, составляющему основу их конструкции. Будучи укреплённым в специальной обойме, оснащённой регулируемым устройством прижима (фиксации), такой шар может совершать вращательные движения в любой плоскости. К шару прикреплена площадка, на которую устанавливается фотоаппарат. Соответственно, фотоаппарат может быть надёжно и оперативно зафиксирован в любом положении. Для повышения удобства и расширения возможностей некоторые из шаровых головок оснащаются дополнительными устройствами, расширяющими возможности их применения и увеличивающими удобство работы с ними. К примеру, профессиональные шаровые головки Manfrotto #488RC2 и Gitzo G1377M имеют дополнительные механизм панорамирования (возможность вращения укреплённого на головке фотоаппарата вокруг вертикальной оси, не используя фиксатор основного шара) и устройство настройки прижима шара (tension control – регулировка уровня минимального усилия, которое нужно приложить для изменения положения (наклона) шара при отключенном основном фиксаторе). Оригинальные эргономичные варианты шаровых головок для оперативной работы предлагают компании Manfrotto (головки #322RC2 и #222) и Slik (модель 2100).

    Вопрос о том, какие же головки наиболее удобны – 3D или шаровые – это уже больше вопрос личных предпочтений, особенностей применяемой фототехники и приемов съёмки. Обычно считается, что шаровые головки более компактны и оперативны в работе, а 3D-головки позволяют более удобно и тщательно корректировать наклон аппарата отдельно по каждой из осей.

    QUICK-RELEASE

    Как 3D, так и шаровые головки могут быть оснащены легкосъёмной платой крепления фотоаппарата (quick-release), позволяющей в считанные мгновения установить или снять аппарат со штатива. Работать с головками, оснащёнными быстросъёмной платой, весьма удобнее, чем без неё, сразу по нескольким причинам. Лёгкость, надёжность и малая продолжительность установки аппарата на штатив благодаря легкосъёмной плате позволяет ставить аппарат на штатив только тогда, когда это необходимо, а всё остальное время держать его в более безопасных местах (например – в руках, на шее или в кофре). При использовании в съёмке нескольких фотоаппаратов можно укрепить на каждом из аппаратов свою легкосъёмную плату и без малейшего неудобства работать ими всеми попеременно. Немалое значение имеет и то, что снятую с головки плату гораздо удобнее прикручивать к аппарату, чем монтировать аппарат на головке, не оснащённой quick-release. Большинство производителей, выпускающих профессиональные штативы и головки, включают легкосъёмные платы в список взаимозаменяемых системных аксессуаров и выпускают их в достаточно большом ассортименте. При выборе головки (или штатива с несъёмной головкой) мы рекомендуем отдать предпочтение моделям, имеющим быстросъёмную плату.

    РЕЗЬБА

    Крепление фотоаппаратов и видеокамер к штативной головке (или её быстросъёмной плате) осуществляется при помощи резьбы. В настоящее время существует только два стандарта этого крепления – это специальные дюймовые резьбы 1/4" и 3/8" (произносится соответственно "одна четвёртая дюйма" и "три восьмых дюйма"). Большинство фотоаппаратов и видеокамер оснащены компактной штативной резьбой 1/4". Более мощная резьба 3/8" применяется только в тех случаях, когда узел крепления предполагается подвергать значительным нагрузкам – например устанавливать профессиональные длиннофокусные объективы, тяжёлые среднеформатные и широкоформатные фотоаппараты.

    Большая часть штативных головок соединяются с фотоаппаратом резьбой 1/4", а некоторые головки рассчитаны на установку аппаратов как с резьбой 1/4", так и с резьбой 3/8". Достигается такая универсальность либо путём возможности замены легкосъёмной платы (Manfrotto #486RC2, площадки 200PL-14 и 200PL-38), либо – благодаря оригинальной "коаксиальной" конструкции (Manfrotto #468MG). Однако, даже в случае, когда конструкция головки не предусматривает адаптацию к разным типам крепёжной резьбы, выход также есть – ввернув в штативное гнездо фотоаппарата, имеющего резьбу 3/8" специальный переходник, можно "подружить" такой аппарат с головкой, предназначенной лишь для крепления фотоаппаратов со штативной резьбой 1/4". Для крепления штативной головки к площадке центральной колонны штатива используются такие же резьбы, что и для крепления аппаратов к головке – дюймовые 1/4" и 3/8". Некоторые фирмы (например Slik) используют резьбы разного размера в зависимости от грузоподъёмности штатива (1/4" у лёгких штативов и 3/8" у более мощных). Другие же (например Manfrotto) у большинства штативов со съёмной головкой предусматривают только один вариант крепления - мощной резьбой размером 3/8".

    ПРОИЗВОДИТЕЛИ ШТАТИВОВ

    Производством штативов, оборудования и аксессуаров для них занимается достаточно много фирм. Благодаря их усилиям сейчас можно выбрать штатив с оптимальными характеристиками практически для любых целей – от самого маленького и дешёвого карманного штативчика типа "паучьи ножки" (предназначенного для установки на него компактного аппарата), до огромных и сверхдорогих студийных колонных штативов (предназначенных для студийных крупноформатных фотоаппаратов), оборудованных электроприводом и креслом для фотографа.

    Впрочем, мы не собираемся описывать весь спектр выпускаемых разными производителями штативов – это не только займёт огромный объём, но и скорее всего – не окажет желаемой помощи в выборе наиболее подходящего штатива для своих целей. На прилавках нашей страны не так много производителей штативов представлены достаточно широко для того, чтобы говорить о полноценных линейках штативов и аксессуаров к ним. Наиболее известные среди них – Кульман (Cullmann), Гитзо (Gitzo), Манфротто (Manfrotto), Слик (Slik), Рекам (Rekam) и Велбон (Velbon).

    Cullmann (www.cullmann-foto.de) – немецкая фирма, чьё имя известно многим по изделиям несколько иного предназначения – чертёжные комбайны чаще всего называли "кульманами" независимо от происхождения. К производству штативов и остального фото-оборудования фирма Cullmann подходит столь же тщательно, сочетая новейшие технологии и материалы с традиционным качеством изготовления.

    Gitzo (www.gitzo.com) – французская фирма, производящая высококачественные штативы для фото-, кино- и видеотехники более 80 лет (компания основана в 1917 году). Профессиональные фотоштативы Gitzo выпускаются в достаточно широком ассортименте, позволяя подойти к выбору оптимального штатива достаточно тщательно. Инженеры фирмы для уменьшения веса и увеличения жесткости штативов в числе первых начали широко применять не только традиционные для штативостроения сплавы металлов, но и многослойные углепластиковые материалы. Это, безусловно, сказывается и на цене – углепластиковые штативы от Gitzo весьма дороги, но их удобство, высокое качество изготовления, отличные характеристики жесткости и прочности не заставят вас пожалеть о деньгах, затраченных на эту покупку. Также в продукции Gitzo используются и другие высокотехнологичные материалы - волокна базальта, магний, тефлон и алюминиевые сплавы.

    Manfrotto (Gruppo Manfrotto, www.manfrotto.com) – фирма из Италии, широко известная во всём мире именно благодаря своей продукции – прочным и относительно недорогим штативам. Отличное соотношение цены и качества изготовления обеспечивают изделиям Manfrotto достаточно высокий спрос, что благотворным образом сказывается и на ассортименте штативов, головок и сопутствующих аксессуаров Manfrotto на прилавках нашей страны.

    Slik (Slik corporation, www.slik.com) – фирма из Японии, разрабатывающая высококачественные штативы самых разных классов. Наибольшей популярностью в нашей стране пользуются лёгкие профессиональные штативы Slik, а также недорогие любительские штативы Slik серии "U".

    Velbon (www.velbon-tripod.ru) - также японская фирма, разрабатывающая и выпускающая штативы более 40 лет. Ассортимент продукции под маркой Velbon достаточно широк - от профессиональных штативов серии Sherpa Pro до лёгких и недорогих фотовидеоштативов. В нашей стране из продукции Velbon чаще всего встречаются в продаже недорогие фотовидеоштативы и штативы серии Sherpa, предназначенные для профессионалов и квалифицированных фотолюбителей.

  • Image-square_36012.07.2016

    Спасибо за полезную информацию, все пригодится!