Работы студентов фотошколы

Задание: «Длинные выдержки»
Image-square_50
Image-normal
NIKON D5100
  • ISO 100
  • 1/3 s
  • Диафрагма: F16
Полный EXIF Полный файл
Image-square_360Виталия Зинченко

выдержка 1 с, штатив. Закрыла диафрагму аж до 14 во-первых чтобы было меньше света, и чтобы добавить еще резкости. С резкостью получается сложнее всего

14.04.2017, 19:20
Image-square_360Юрий Притиск,
преподаватель

Виталия!

Здравствуйте!

Оценка работы

Фотография в жанре пейзажа. Прекрасный вид. Сумерки. Холодные краски. Прекрасная экспозиция и вид полон естественности и подвижности, ведь за счёт длинной выдержки удалось показать воду необычно.

При фотосъемке сюжета использовался режим приоритета диафрагмы. На большинстве камер этот режим маркируется как "А".

Режим приоритета диафрагмы используется, если фотограф хочет контролировать глубину резкости и светосилу. Задавая малое отверстие (большое число диафрагмы), можно получить большую глубину резкости, уменьшить хроматические аберрации и получить высокую детализацию деталей сцены. Это чаще всего присуще пейзажной съемке. Ведь пейзажи снимаются на закрытых диафрагмах F8-F11, для того, чтобы получить большую глубину резкости и лучшую детализацию по всему полю кадра.

Большое отверстие (малое число диафрагмы) позволяет эффектно выделить фокусом объект съемки, отделив его пластичным размытием от фона, придать мягкость картине. Это часто используется при съемке портретов и макросъемке.

Вы прикрыли диафрагму чуть излишне. Проблема в том, что на F16 теряется детализация из-за дифракции, и похоже, что Вы это тоже заметили.

На сильно закрытых диафрагмах возникает паразитное явление - дифракция, которое проявляется легким замыливанием и потерей детализации картинки. Рекомендую следить за этими значениями, дабы не ухудшить качество изображения.

Наращивание мегапикселей - тенденция современных цифровых камер, это значительно повышает требования к используемой оптике и конечно же снижает диапазон рабочих диафрагм.

Тут можно почитать о природе явления
http://www.cambridgeincolour.com/ru/tutorials/diffraction-photography.htm

Фрагмент изображения, произведённый с разными значениями диафрагм.
http://img-fotki.yandex.ru/get/3110/16480689.19/0_b7414_3eee80d3_orig.png

Отчетливо видно ухудшение резкости изображения от дифракции.

Изображение утрачивает резкость с диафрагмы f/11, и всё еще сохраняя приемлемую детализацию до f/16. А начиная с f/22, довольно заметное ухудшение резкости, а диафрагмы f/32 и f/36 практически непригодны для использования.

Предпочтительно использовать диафрагмы F8-F11 для большинства съемок с большой глубиной резкости, но вполне можно прикрыть и на F16, если устраивает результат по резкости.

А тут можно посмотреть таблицу дифракционного предела для различных фотокамер, и если Вашей камеры нет в списке, то можно просто сравнить с аналогичной моделью из таблицы.
http://evtifeev.com/35260-tablitsa-difraktsionnogo-predela.html

Замечания и рекомендации

Чтобы добиться длинной выдержки, не обязательно сильно диафрагмировать объектив. Можно и нужно использовать нейтрально-серые фильтры.

При съемках с с применением длинных выдержек особенно часто используются светофильтры нейтральной плотности (ND-фильтры).
Нейтральные светофильтры обозначают буквами ND (Neutral Density filter). Однако, применение самых плотных фильтров приводит к появлению если не проблем, то некоторых особенностей.

ND-фильтр уменьшает количество света, которое поступает в камеру, он меняет интенсивность цветов в равной степени, при этом не изменяя оттенка цветопередачи полученного изображения.

Основной характеристикой ND-светофильтра является количество ступеней или "стопов", на которое он способен понизить освещение. Каждый "стоп" фильтра уменьшает количество света, попадающего в камеру в 2 раза, а именно:
1 стоп = 2 = ND2
2 стопа = 2 х 2 = 4 = ND4
3 стопа = 2 х 2 х 2 = 8 = ND8
4 стопа = 2 х 2 х 2 х 2 = 16 = ND16
10 стопов = 2 х 2 х 2 х 2 х 2 х 2 х 2 х 2 х 2 х 2 = 1024 = ND1024 (часто маркетологи маркируют такие фильтры не ND1024, а ND1000)

Чем выше плотность светофильтра, тем меньше света он пропускает.
Наиболее распространённые нейтральные светофильтры позволяют уменьшить световой поток от 1 до 4 ступеней экспозиции.

Светофильтр ND4 один из самых распространённых, он уменьшает количество света, попадающего на матрицу, в 4 раза. ND8 ? в 8 раз и так далее, при 10 стопах свет понижается до коэффициента 1024, а это означает, что затвор должен быть открыт почти в 1000 раз дольше, чем без фильтра.

Итого. Нейтрально-серый светофильтр уменьшает количество света, при этом не влияя на контрастность, цвета, отражения и блики.
То есть, он уменьшает светосилу.

Такой фильтр, исключительно полезный творческий инструмент для уменьшения количества света, попадающего на матрицу фотокамеры. Позволяет использовать открытые диафрагмы в условиях избытка освещения, либо достигать длительных и сверхдлительных выдержек. Незаменим при съемке портретов на улице с открытой диафрагмой, а также для съемки пейзажей с использованием длинных выдержек.

Не всем понятно, зачем нужны нейтральные светофильтры, ведь главная проблема при фотосъёмке - это недостаток света.

Однако, существует множество ситуаций, особенно при фотосъёмке пейзажей, когда фотографу выгодно снимать сюжет на длинной выдержке для получения различных эффектов, но нет возможности сделать это из-за того, что в сцене избыток света.

Вот несколько примеров моих фотографий с таким фильтром.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5636/16480689.e/0_8651b_ad14b1a9_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9749/16480689.11/0_97305_57cce39d_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4131/16480689.d/0_7ee50_c7e47496_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4712/16480689.9/0_623ed_5477b9fa_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/5307/16480689.6/0_5b69c_2550c1ef_XL.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/9816/16480689.18/0_b13d5_b7686353_orig.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/4306/16480689.18/0_b13d6_48ada858_orig.jpg - без фильтра

http://img-fotki.yandex.ru/get/15493/16480689.18/0_b13d7_b39e1d07_orig.jpg - практически тот же вид с фильтром

Установив фильтр нужной плотности получаем возможность снимать днем как в сумерках.

Появляется возможность использовать открытую диафрагму при интенсивном освещении, удлинять выдержку при съемке подвижных объектов, получая их пластичное размытие или реализуя фото с проводкой, возможность избежать дифракции, в случае интенсивного светового потока при нужной выдержке.

Кольцевые светофильтры обычно накручиваются на оправу объектива. Светофильтры часто применяются с объективами на зеркальных фотоаппаратах, ведь оправа объективов обычно имеет резьбу для светофильтра. Размер резьбы обычно можно найти на маркировке объектива.

Существуют адаптеры на объектив, они позволяют крепить квадратный фильтр. Наиболее распространённой и дешевой системой на данный момент является Cokin P-series.

Для компактных фотокамер применение светофильтров затруднено отсутствием крепления. Встречаются фильтры с универсальным креплением - с помощью всевозможных зажимов-фиксаторов, но найти их в свободной продаже затруднительно.

Существуют нейтрально-серые фильтры переменной плотности, они позволяют плавно регулировать оптическую плотность от ND2 до ND400, тем самым заменяя одним фильтром целый набор нейтрально-серых фильтров, позволяя ослаблять световой поток в 2, 4, 8 и так далее раз - до 400.

Такой эффект обусловлен строением фильтра. Фильтр состоит из двух линейных поляризационных фильтров, которые вращаются в одной плоскости друг относительно друга. По мере вращения изображение постепенно темнеет до полного исчезновения.

Не рекомендуется использование таких фильтров на максимальной плотности, особенно с объективами с фокусным расстоянием менее 24мм и более 200мм. Возникают оптические артефакты.

Учитывая, что в графическом редакторе невозможно получить эффекты, которые возможны с применением фильтра, то использование таких светофильтров уникальный и нужный приём.

К примеру, вот одна из моих работ - "Утраченное..."

http://img-fotki.yandex.ru/get/4416/16480689.8/0_61359_fc516edb_XL.jpg

Фотография сделана с применением объектива Tokina ATX 124 Pro DX 12-24/F4 и бюджетного самодельного ND-фильтра из сварочного стекла. Выбиралась погода, освещение, направление движения облаков. Эффект полностью аналоговый, полученный путем длинной выдержки и падения солнечных лучшей на неровные закраины фильтра. В редакторе ничего не ретушировалось и не добавлялось. Исходный снимок получается в зеленых оттенках. Потому фотография была приведена к черно-белому варианту.

Параметры съемки: NIKON D90, 115 s., f/22, ISO 100, 0.00 eV, 12 mm.

Довольно наглядный дополнительный материал, раскрывающий тематику работы с нейтрально-серыми светофильтрами.
http://onfoto.info/nejtralnye-filtry-v-foto-i-videosyomke/

---------------
Калькулятор экспозиции. Полезная программа для мобильных телефонов на Android
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.quicosoft.exposurecalculator.app&hl=ru

Обзор программы
http://blog.denisbondar.com/post/esposure-calculator

Для iPhone, возможно вот это.
https://itunes.apple.com/ru/app/longus-vycislitel-dolgih-ekspozicij/id856603185?mt=8

Рекомендовал мой друг, прекрасный фотограф, Михаил Капанага http://mikaelkapanaga.net/ru/
Я сам не пробовал этот калькулятор в деле, так как у меня не iPhone :)

Выводы

Прекрасный пейзажный образ! Потрясающий цвет! Планы! Детали! Гармоничные пропорции и подвижные формы. Все просто здорово!